Дайджест | |||
|
Поле без браниВступил в действие «закон о мате»Вступает в силу «закон о мате» — изменения в федеральном законе «О государственном языке Российской Федерации» и еще ряде государственных актов РФ. Артисты, поэты, книгоиздатели, режиссеры, продюсеры рассказали «Газете.Ru», чем им грозит «закон о мате», вступивший в силу 1 июля. Закон вносит изменения в несколько законодательных актов в связи с «совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка». Этот закон также называют «законом о мате», поскольку в одной своей части он ограничивает использование «нецензурной брани» в государственном языке Российской Федерации. В первую очередь поправки касаются небольшого закона «О государственном языке», который был принят в 2005 году и устанавливал правила использования русского языка в различных документах. В первой главе изменения несущественны — в скобках добавлено «в том числе нецензурной брани». Наибольшие изменения коснулись третьей статьи закона, которая определяет сферы использования государственного языка: в нынешней редакции к официальным бумагам и средствам массовой информации добавляется кино, театр и песни (те, которые с текстом).
Но на самом деле изменений много больше: фактически закон запрещает любое словоупотребление (на сцене, экране и в книгах), которое не соответствует «нормам современного русского литературного языка». Поскольку таких норм в природе не существует, определять их в каждый конкретный момент будут эксперты с помощью «независимой экспертизы». В старой редакции третьей статьи закона говорилось о ненормативной лексике и исключительных случаях, когда ее использование допускалось; так, использовать мат было можно, если он являлся неотъемлемой частью художественного замысла. В новой редакции закона никаких исключений нет.
За нарушение новых требований полагается штраф, а при рецидиве — еще больший штраф или временная приостановка деятельности, если речь идет о юридических лицах. Что ожидает тех, кто дважды оплатит возможность немного поматериться, но продолжит нарушать и впредь, из текста закона неясно. Закон напрямую коснется всех исполнительских видов культурной деятельности. КиноФильмы с нецензурной бранью с 1 июля не смогут получить прокатного удостоверения; впрочем новые требования к языку касаются и тех картин, у которых такое удостоверение уже есть, — показывать их в кинотеатрах нельзя. Уже известно о нескольких «пострадавших». Так, среди них оказались два кинопроекта, ставших лауреатами Каннского и Московского фестивалей — «Левиафан» Андрея Звягинцева и «Да и да» Валерии Гай Германики. Оба фильма будут подвергнуты переозвучке перед выходом в прокат.
Закон о мате я вообще поддерживаю. По той простой причине, что становится больше каких-то тайных, святых вещей. То есть мат в запрещенном состоянии превращается в «святой мат», язык избранных. Страх наказания за употребление матерных слов, с одной стороны, огромен, а с другой — страха никакого нет. Пока не будет первой публичной казни за мат, он все же будет в состоянии такой, знаете, полусвятости.
Глава компании «Другое кино» Cэм Клебанов настроен не столь иронично: он оценивает закон как не только «идиотичный», но и антиконституционный. «Он противоречит сразу трем статьям Конституции: ст. 26 п. 2 — «Каждый имеет право на пользование родным языком» (надеюсь, все согласны, что запретные слова — неотъемлемая часть этого самого языка?)», — перечисляет продюсер в своем фейсбуке. — «Ст. 29 п. 5 — «Цензура запрещается» (само определение «нецензурная лексика» уже предполагает, что вся остальная лексика цензурная); Ст. 44 п. 1 — «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества». О том, что закон, регулирующий использование матерных слов, нуждается в корректировке, говорили многие деятели кино. Режиссер, глава Союза кинематографистов Никита Михалков, выступая на брифинге перед открытием 36-го Московского кинофестиваля, заметил, что сложно представить картины о войне без нецензурной лексики. «Русский мат — это тонкая материя. Это одно из самых великих изобретений русского народа», — приводит слова Михалкова ИТАР-ТАСС. Впрочем, режиссер отметил, что он против того количества мата, которое «сейчас идет с экранов» ТеатрЭтой свободы станет ощутимо меньше в театре. «От действия этого закона не пострадают театры, годами показывающие «Слишком женатого таксиста» и пьесы Рея Куни, — рассказал «Газете.Ru» режиссер, худрук столичного «Театра.doc» Михаил Угаров, — зато серьезно пострадают драматурги и театры, которые имеют смелость вглядываться в реальность, частью которой является обсценная лексика». В качестве примера Угаров привел пьесы белорусского драматурга Павла Пряжко, пользующиеся большой популярностью в Москве.
«Они надеются на самоцензуру трусливых людей — худруков, кинопрокатчиков, которые зависят от государственного финансирования и не возьмут пьесу с матерными словами, испугавшись возможных проблем», — заметил Угаров, подчеркнув, что закон нарушает закон об авторском праве и Конституцию. «Не стоит бояться этого закона: ведь у нас любой пострадавший от действия правового акта может обратиться в Конституционный суд», — резюмировал режиссер. Угаров отметил, что до сих пор ему известно мало случаев самоцензуры, однако, по его словам, дирекция Центра драматургии и режиссуры еще в мае изъяла из репертуара постановку пьесу Юрия Клавдиева «Медленный меч» и другие работы, в которых содержалась обсценная лексика.
«Мы позвали наших резидентов и друзей озвучить отрывки из знаковых русских пьес и прозаических текстов, а также почитать стихи и спеть песни, которые мы, возможно, уже не услышим в театре», — рассказали представители ЦИМ в фейсбуке организации. Литература и книгоизданиеВечером 30 июня, за несколько часов до вступления закона в силу, в нескольких крупных российских городах — Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде и Новосибирске — состоялись мероприятия проекта «Абанамат», посвященные протесту против цензуры и ограничений во всех формах искусства.
«Я не думаю, что этот закон хоть как-то будет функционировать. Не думаю, что в каждом заведении будет сидеть по чекисту, который будет следить за тем, чтобы никто не сказал неприличное слово. Есть много запретов, и люди их ежедневно нарушают», — рассказал «Газете.Ru» один из участников «Абанамата» Павел Краснов, организатор поэтических чтений «Чтецы». Впрочем писателей в высказываниях закон не ограничивает. Он касается книгоиздателей. Отныне все книги, содержащие обсценную лексику, должны выходить в упаковке и с пометкой «содержит нецензурную брань». За первое нарушение закона в этой части книгоиздатели рискуют подвергнуться штрафу, за второе — еще большему штрафу и приостановке деятельности до 90 дней. Это касается и издателей аудио- и видеозаписей. Хозяин книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов настроен менее благодушно.
Куприянов напомнил, что на «Фаланстер» уже заводилось дело за распространение порнографии, причем в роли порнографа тогда выступала певица Лидия Ланч с книгой «Парадоксия: дневник хищницы». «То, что происходит сейчас, – та же самая история, лишний способ убрать неудобных людей, — считает Куприянов. — Никакие книги мы убирать из магазина не собираемся. Если к нам придут, мы будем доводить дело до суда. И если он примет решение о запрете или штрафе за книги Венички Ерофеева или Довлатова, то с этим решением мы будем дальше как-то работать». Другое мнение у главного редактора издательства Ad Marginem Михаила Котомина. «У нас считается, что запрет — это самая действенная форма управления. А любой запрет можно творчески обойти, — считает Котомин. —
Оставить мат в произведениях искусства, убрать из поп-культуры — словом, готового решения нет». МузыкаОдним из первых свою позицию по вопросу мата высказал лидер «Ленинграда» Сергей Шнуров. Во времена Юрия Лужкова группа, известная своей манерой выражаться бескомпромиссно, переживала негласный запрет на выступления в Москве. Во время весеннего концерта в «Известия-Холле» коллектив четко обозначил свою позицию: вокалистка Алиса Вокс в знак протеста против закона сняла с себя на сцене всю одежду, а Сергей Шнуров пообещал зрителям, что, в случае принятия этого правового акта, группа начнет показывать на сцене половые акты. В конце июня «Ленинград» выпустил клип «Фиаско», в котором ненормативная лексика не используется (во всяком случае, те четыре корня, которые определил Институт русского языка РАН в ответ на запрос Роскомнадзора); премьера песни состоялась в передаче Первого канала «Вечерний Ургант».
Группа «Ляпис Трубецкой» не планирует переделывать тесты своих песен в угоду депутатам, которые сами с удовольствием матерятся, а другим не разрешают. Ну а на концертах всегда есть вариант в нужный момент отвести микрофон ото рта или заменить неприличное слово словом, например, «пули» — если власти действительно начнут воплощать этот закон в жизнь». Игорь Карев, Наталия Митюшева, Ярослав Забалуев, Полина Рыжова Газета.ru 01/07/2014 Комментарии |
Новости Не стало композитора Эннио Морриконе 06.07.2020 | 13:22 В одной из римских клиник скончался итальянский композитор Эннио Морриконе. Об этом в понедельник, 6 июля, сообщила газета La Repubblica. Композитору был 91 год. Закрывавшийся из-за пандемии Лувр возобновит работу 6 июля 05.07.2020 | 15:04 Закрывавшийся из-за пандемии коронавируса парижский Лувр вновь откроет двери для посетителей в понедельник, 6 июля. Самый посещаемый музей мира был закрыт с 13 марта. Мастер-класс для негодяев, или Аферист Трампа 04.07.2020 | 17:57 На кабельном канале HBO вышел фильм Bully. Coward. Victim. The Story of Roy Cohn, про человека, который обрек на казнь супругов Розенбергов. Его жанр можно определить как документальный детектив. Под названием «Хулиган. Трус. Жертва. История Роя Кона» он известен и в России. Жестокий романс Виктора Проскурина 01.07.2020 | 22:28 30 июня в Москве умер Виктор Проскурин, актер, на счету которого было около 120 ролей в кино, памятный поколениям советских и российских телезрителей по роли Генки Ляпишева, который так не любил вторую смену в телесериале «Большая перемена». О его смерти сообщили 1 июля его жена Ирина Хонда и его друг Юрий Метелкин. Екатерина Барабаш – о судье Виктора Проскурина, на сцене, в кино и в жизни. В Париже на аукционе будут проданы 88 работ Сони Делоне 01.07.2020 | 15:26 Парижский аукционный дом Корнетт-де-Сен-Сир (Cornette de Saint-Cyr) проводит в среду, 1 июля, продажу коллекции произведений Сони Делоне. 88 лотов представляют творчество художницы с 1920 по 1970 годы. На продажу выставлены рисунки и гуаши небольшого формата, входившие в собрание издателя художественных книг Жака Дамаза. Триптих Фрэнсиса Бэкона был продан на заочном аукционе за 84,6 млн долларов 30.06.2020 | 18:31 Триптих художника Фрэнсиса Бэкона был продан на заочном аукционе Sotheby’s за 84,6 миллионов долларов в понедельник, 29 июня. «Преступления коммунизма забыты и даже прощены» : Агнешка Холланд о том, почему во Франции мало знают о Голодоморе 29.06.2020 | 17:40 С открытием кинотеатров во Франции после карантина на экраны вышел долгожданный фильм польского режиссера Агнешки Холланд «Тень Сталина», который известен также под названиями «Гарет Джонс» и «Цена правды». В основу кинокартины легла история британского журналиста, который рассказал миру об украинском Голодоморе 1933 года. «Театральное дело» против театрального дела 26.06.2020 | 22:18 Трехлетнее издевательство над здравым смыслом, которое вошло в историю как «театральное дело», завершилось, как большинство российских судебных процессов, — абсурдно и унизительно. Кирилл Серебренников получил три года условно и штраф 800 тысяч рублей, Юрий Итин —три года условно и штраф 200 тысяч, Алексей Малобродский —два года условно и штраф 200 тысяч. Софья Апфельбаум, обвиненная в халатности, обязана будет выплатить штраф в 200 тысяч рублей. В Париже открылась ретроспектива Уильяма Тернера 25.06.2020 | 11:56 В самый разгар Брексита портрет великого Уильяма Тернера появился на двадцатифунтовой британской банкноте. Хорошо угадываются и контуры его картины «Последний рейс корабля „Отважный“», напоминающей о победе британского флота над французским — Трафальгарской битве. Между тем, выставка Тернера перелетела через Ла-Манш, не заметив прошлых трений между странами. Лондонская галерея Тейт предоставила парижскому музею Жакмар-Андре одно из своих главных сокровищ — около семидесяти акварелей и живописных работ британского художника. |