Дайджест | |||
|
Непревзойденный художник-баталистВасилий Верещагин: непревзойденный художник-баталист или гениальный шпион?110 лет назад погиб художник Василий Верещагин. «АиФ» узнал, каким он был в жизни. 31 марта 1904 г. в 9.34 утра Василий Верещагин сделал свой последний набросок в блокноте. Вокруг кричали люди, трещали языки пламени, кипело Жёлтое море — броненосец «Петропавловск» подорвался на мине и шёл ко дну. Вдалеке виднелся Порт-Артур. Но почему художник оказался в центре военных действий? Спас гарнизон
— Война как магнит тянула его, — рассказывает Любовь Маликова, зав. череповецким Домом-музеем Верещагиных. — Верещагин закончил морской кадетский корпус, но потом решил стать художником. На этой почве у него произошёл конфликт с царской семьёй. Верещагина как лучшего кадета представили великому князю Константину Николаевичу. Тому Верещагин понравился: парень высокий, статный. «Проси чего хочешь», — обратился он к нему. Отличник и попросил — рапорт об отставке. Все были в гневе: как так — лучший ученик, за казённый кошт получивший фундаментальное образование, уходит?! Но Вася уже тогда был человеком самодостаточным. Несмотря на все преграды (родители лишили его наследства), он поступил в Академию художеств. Руководство выбило для Верещагина малюсенькую стипендию, чтобы он не умер с голоду. Но и академию Василий бросил. Ему неинтересно было рисовать римских императоров, да и преподаватель всегда наставлял: «Надо рисовать жизнь!» Вот он и ушёл — жизнь рисовать. Через кого-то Верещагин узнал, что только что назначенный генерал-губернатором Туркестана Кауфман набирает в штат художников — тогда военным специалистам нужны были ситуационные рисунки, отображавшие действие «в режиме реального времени». Верещагина, конечно же, приняли. Василий Васильевич тогда не представлял, куда шёл, — войны он никогда не видел. Кауфман и Верещагин прибыли в Самарканд. Оттуда Кауфман поехал добивать войско эмира, оставив в гарнизоне 500 солдат, из них половина — раненые. Верещагин как художник изучал местную архитектуру, зарисовывал мечети, а как военный... почувствовал запах восстания. И оно началось: две сотни российских солдат защищали крепость от 20-тысячного вооружённого до зубов войска. Гарнизон приготовился умирать. И тут рисовальщик Верещагин взял командование на себя. Крепость отбили. Когда Кауфман вернулся в Самарканд, солдаты признались: «Если бы не Василий Васильевич, нас бы здесь уже не было». Генерал так расчувствовался, что отдал Верещагину свой Георгиевский крест. Это была единственная награда, которую тот принял и носил.
Правда о войне— От всех прочих наград Верещагин отказывался, а военные вообще не признавал: он увидел, что война — это бессмысленное убийство, утверждая: «Какую бы войну кто бы ни развязывал, она в любом случае — тупое желание владеть миром и его ресурсами», — продолжает Любовь Маликова. — Выставки его картин объездили весь мир. Верещагин был даже выдвинут на Нобелевскую премию мира, но «Нобеля» ему не дали: по Европе ходили слухи, что Верещагин шпионит в пользу России. Мы не можем этого опровергнуть. Такое вероятно — ведь даже Пушкин, отправляясь на Кавказ, имел задание от дипломатического департамента. А Верещагин очень хорошо разбирался в мировой политике. Когда он первый раз в 1903 г. приехал в Японию, то, заметив за собой слежку, тут же вернулся в Россию и счёл нужным предупредить наше правительство, что возможна война.
Верещагин помогал власти и в то же время конфликтовал с ней. От его картин посетители были в шоке — они никогда не видели таких правдивых работ о войне. Все привыкли к воспеванию славы русского оружия, а на его картинах были смерть, кровь, отчаяние. Некоторые даже стали упрекать Верещагина в том, что он порочит русскую армию. На выставку его туркестанской серии в сопровождении генерала Кауфмана пришёл будущий царь Александр III. От полотна «Забытый», на котором изображён павший на поле боя русский солдат, он пришёл в ярость. Тогда считалось, что не похоронить солдата — позор для главнокомандующего. Из-за этого теряли звания, награды. Если бы Верещагин назвал картину «На поле боя», ничего бы не произошло. Но он назвал её «Забытый». Александр III спросил у Кауфмана: «Это что, возможно?» И тот, спасая положение, ответил: «Это художественный вымысел Верещагина». Верещагин очень уважал Кауфмана и промолчал. А вечером эту работу сжёг, таким образом выразив свой протест...
Вообще вся мировая общественность тогда в литературе обсуждала Льва Толстого, а в живописи — Василия Верещагина. В Америке ему предлагали почётное гражданство и мечтали, что он станет родоначальником американской школы живописи. Со своей первой женой Верещагин предпринял восхождение в Гималаи. Они тогда поднялись очень высоко безо всякого оборудования, сопровождающие отстали, и молодой паре пришлось устраивать холодную ночёвку, они чуть не погибли. Англичане, кстати, очень испугались этого верещагинского путешествия. Они считали, что он как разведчик зарисовывает военные тропы. В газетах тогда писали, что Верещагин кистью прокладывает дорогу русских штыкам.
Тяжёлый человекВ быту Верещагин был тяжёлым человеком. Всё в доме было подчинено его расписанию. В 5-6 часов утра художник уже был в мастерской. Заходить туда никому не разрешалось — в приоткрытую дверь просовывали поднос с завтраком. Если тарелки звякали, он тут же срывался. У него была фантастическая работоспособность. Сплетничали, что у Верещагина в подвалах сидят рабы и рисуют за него.
Он был идеалистом и в жизни, и в работе. Не врал сам и других за это критиковал. О картине Иванова «Явление Христа народу» Верещагин пишет: «Как можно писать Палестину, сидя в Италии, не видя этого солнца, отражения от земли этого марева? Все мы знаем, что Иоанн Креститель не мылся, не стригся, не чесал бороды 30 лет. А мы видим красавца с умытыми кудрями, с аристократическими пальчиками...» За излишнюю реалистичность, за то, что Верещагин изображал Иисуса Христа как исторического персонажа, наша Церковь запретила к ввозу в Россию серию его евангельских работ. А архиепископ Венский проклял художника и запретил жителям Вены ходить на его выставку. Но это только разожгло интерес. Когда Верещагин показывал эти картины в Америке, импресарио составил документы таким образом, что вся серия стала принадлежать ему. Недавно одна из картин — «Стена плача» — была продана на аукционе.
Но от судьбы не уйти даже таланту. На том броненосце должен был плыть художник Метелица. Он заболел. И Макаров, старый приятель по кадетскому корпусу, позвал в поход Верещагина. Выйдя утром на рейд, они столкнулись с армадой адмирала Тога. Макаров решил не принимать бой, развернулся в отступление и... подорвался на мине. За 2 минуты корабль ушёл на дно. Останков художника нет, памятника на месте его гибели — тоже. По злой иронии судьбы могилы всех родственников Верещагина тоже исчезли под водой Рыбинского водохранилища, когда была принята программа затопления земель.
Валентина Оберемко Аргументы и факты 31/03/2014 Комментарии |
Новости 2 октября весь день показываем фильм «Про любовь» Анны Меликян. Видеоприглашение актрисы Марии Данилюк 30.09.2016 | 17:35 Онлайн-кинотеатр «Новой газеты» приглашает Оливер Стоун: «Без правды национальные интересы превращаются в фикцию» 30.09.2016 | 02:39 Фильм «Сноуден» идет на российских экранах. Говорим с оскароносным режиссером о его герое, о «секретных» съемках блокбастера и о том, как сам Эдвард Сноуден принял картину Охота на линя в озере Ёди 30.09.2016 | 02:04 Опыт отдыха в раю Личности в особо крупных размерах 30.09.2016 | 01:34 Фестиваль КРОК и три его президента Винтаж: Братская ГЭС 30.09.2016 | 01:09 «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» Боги рок-н-ролла в Капелле 29.09.2016 | 17:27 Гребенщиков представил в Петербурге программу «БГ-Symphonia», но не перестал при этом быть панком Музыкальные новости 28.09.2016 | 14:54 Red Hot Chili Peppers назвали даты турне по Северной Америке Турне группы, во время которого Red Hot Chili Peppers дадут 24 концерта, начнется в январе будущего года и закончится в марте. В ближайшие... Атлантика. Политика. Кино 28.09.2016 | 01:49 Репортаж из культурной столицы Европы-2016 Георгий Исаакян: «Увидеть музыку, вглядеться в себя» 25.09.2016 | 21:58 Завтра, 27 сентября, в Москве начинается беспрецедентная акция — фестиваль оперных и музыкальных театров страны «Видеть музыку» Будет по-плохому 25.09.2016 | 21:01 Главный альбом сентября — «ИхТИОЗАВР» группы «Телевизор» Исповедь труса, написанная не им самим 24.09.2016 | 23:57 25 сентября — 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича 25 сентября весь день показываем фильм «Дубровский» Александра Вартанова и Кирилла Михановского 23.09.2016 | 17:59 В прологе — энтэвэшные теленовости о столкновении приставов, приехавших сносить дома, с жильцами тех самых домов. Максима «Пушкин — наше всё» для современных российских... Монстры эпохи холодной войны 23.09.2016 | 02:57 Старые страхи сегодня выглядят как новенькие Музыкальные новости 21.09.2016 | 17:22 Вышел в прокат новый документальный фильм, посвященный The Beatles «Eight Days A Week — The Touring Years», снятый режиссером Роном Ховардом («Код Да Винчи»)... Великолепные семерки. Найти 10 отличий 21.09.2016 | 01:40 Выход на экраны фильма Антуана Фукуа с Дензелом Вашингтоном в главной роли — повод оглянуться на его предшественников Светлый след 21.09.2016 | 00:55 100 лет Гердту Тигр из «Табакерки» 19.09.2016 | 02:54 Новое здание театра Табакова строили 20 лет Диагноз господина де Мольера 19.09.2016 | 02:08 Сергей Маковецкий сыграл Аргана — и его создателя. Театр им. Евгения Вахтангова открыл сезон премьерой «Мнимого больного». Гагары и пожары 19.09.2016 | 01:36 Сборник прозаических текстов поэта Льва Рубинштейна и книга, посвященная искусству художника-акциониста Петра Павленского, говорят об одном — в сегодняшней России, утерявшей здравый смысл, надо что-то менять Алексей Мизгирев: «Честь — понятие лишнее?» 17.09.2016 | 13:42 Режиссер авантюрного киноромана «Дуэлянт» — о том, как снять блокбастер про драму человеческого достоинства |